|
Путешествие по Нижней Саксонии
Германия
Нижняя Саксония очаровывает сочетанием ландшафтных противоположностей и культурного разнообразия. Германия для меня с младенчества ассоциировалась в первую о... |
Путешествие в страну камней
Почему я решилась на поездку в Хакасию? Дело в том, что в Хакасии в последнее время появилась масса интереснейших маршрутов, связанных с самобытной историей и культурой некогда обитавшего здесь народа. Моя мама, например, недавно побывала на Большом Салбыкском кургане, где, согласно красивой легенде, погребен царь сибирских скифов. Ее сильно впечатлили сооружения из громадных каменных глыб, которые по величине не уступают мегалитам Стоунхенджа в Англии. А потом и я в составе свадебного кортежа съездила «в гости» к Улуг Хуртоях тас – каменной бабушке. Двухметровая стела у хакасов считается оберегом детей и беременных женщин, возле нее всегда стоят миски с молоком и мягкие игрушки.
Неожиданно открыв для себя прелюбопытные достопримечательности Хакасии, мы решили продолжить знакомство с памятниками и преданиями старины глубокой и всей семьей отправились этим летом в Хакасский национальный музей-заповедник «Казановка», где – нам рассказывали – есть камни, обладающие целебной силой, и удивительные наскальные рисунки.
По дороге мы вдоволь налюбовались аскетичными и в то же время очаровательными хакасскими пейзажами: позолоченная солнцем степь, невысокие горы, окутанные сиреневой дымкой, и повсюду, куда ни кинешь взгляд, древние могильные камни. Кстати, обилие этих плит, стел и изваяний так поразило одного из первых исследователей Хакасской земли Даниила Готлиба Мессершмидта, что он посчитал здешние места грандиозным некрополем, где похоронены выдающиеся люди всей Азии. Так это или нет – по сей день актуальная загадка для историков.
За окном автомобиля мелькала одна деревня, другая – картины похожие: тарахтит ржавая сельхозтехника, покуривают мужички на завалинке, чумазые ребятишки пасут стаю гусей. И при всей видимой бедности, а то и запустении дворов как-то комично и нелепо смотрятся стеклопакеты в бревенчатых избах и нахлобученные на обветшавшую крышу спутниковые тарелки. Более благополучным и ухоженным выглядит поселок Аскиз, основанный еще в 1771 году. Здесь крепкие дома, опрятные цветники, даже небольшой фонтанчик в сквере. На улицах видны в основном широкие хакасские лица - Аскиз считается национальной столицей республики.
Магия и здоровье
Еще несколько километров пути - и мы в Казановке, селе, которое и дало название музею-заповеднику. Вскоре мы присоединились к веренице машин, двигавшихся к Ахтасу – ритуальному камню, по убеждению хакасов, до сих пор сохранившему сакральную силу.
К этому памятнику категорически нельзя подъезжать верхом или на машине, поэтому туристам пришлось «спешиться». Голова сразу закружилась от оглушительного звона кузнечиков и пьянящего аромата чабреца, лаванды и других душистых степных трав... Экскурсовод, давая туристам возможность осмотреть пасторальные окрестности (юрты, речка, отары овец), не спеша рассказывал о том, что большинство памятников в музее-заповеднике относится к эпохе бронзы и раннего железа: здесь есть курганы, остатки древних поселений, крепостей, оросительных каналов, петроглифы и памятники металлургии – медеплавильные печи.
А потом гид подвел нас к знаменитому Ах-тасу, показал элементы скульптурной пластики – личины магических существ, и пояснил, что изваяние это появилось здесь на рубеже 3-2 тыс. до н. э. и, судя по всему, обозначало место проведения древних обрядов. Один из них просуществовал до середины прошлого столетия – это обряд переименования ребенка. Хакасы считали, что первопричиной слабого здоровья малыша было неудачное имя. Поэтому шаманы проводили обряд изъятия нехорошего имени и наречения ребенка новым именем-оберегом. Причем считалось: чем хуже назовешь дитя – урод, дурак, - тем здоровее будет, злые духи будут бояться его и не тронут.
До сих пор сохранилась традиция лечения у Ах-таса. Хакасы разного возраста и уровня образования просят у духа, по их представлениям, обитающего в этом камне, исцеления от недугов. Они верят: если трижды обойти вокруг изваяния по часовой стрелке (это модель путешествия в мир духов), оставить у его восточной стороны какое-либо пожертвование, а затем обхватить камень руками и прижаться к нему, можно получить облегчение при болезнях сердца, избавиться от некоторых внутренних воспалений, болей в суставах. И хотя никаких серьезных исследований на тему реального влияния Ах-таса на здоровье людей не проводилось, улучшение самочувствия больных отмечали даже врачи. Хотите верьте – хотите нет...
Сохранилась и легенда о том, как этот камень тут появился. Вкратце она звучит так: давным-давно с верховьев реки Томь в долину Кюг спустились со своим народом Эней – мать-прародительница и Апсах – старик-первопредок хакасов. Остановившись на этом месте, они заспорили, где лучше поставить жилище: Эней указывала в одну сторону, Апсах - в другую. В пылу ссоры Эней нечаянно толкнула мужа – он перелетел через речку, упал и от гнева и обиды на свою супругу превратился в скалу, которая по сей день так и называется Апсах-тас – каменный дедушка. Даже не напрягая воображение, можно разглядеть голову, плечи, колени – такое впечатление, будто печально сгорбившись сидит великан и смотрит вдаль. Но и Эней без мужа долго не прожила - от горя и тоски она тоже превратилась в скалу. А потомки поставили каменный столб на месте размолвки прародителей и, уважая мнение каждого из них, расселились по всей долине. Этот род получил название Сека-Том.
Как люди духа обидели
Следующим пунктом нашей экскурсии была родовая гора этого племени, точнее - ее руины. До 1962 года эта скала возвышалась на 22 метра и по форме напоминала фигуру человека. С незапамятных времен на ней проводился обряд тах-тай – поклонение горному духу Тенгри, покровителю и защитнику рода Сека-Том. Мужчины во главе с шаманом в один из майских дней поднимались на макушку скалы, разжигали там костер и приносили в жертву белую овечку, при этом, считалось, они обретали силы к продолжению рода. Если же мужчина долго не участвовал в этом обряде, в его семье начинали рождаться только девочки, а потом он и вовсе становился бесплодным.
В 20-е годы прошлого века, когда по стране шла борьба с религиозными предрассудками, обряд тах-тай был запрещен. Однако во время Великой Отечественной войны его стали проводить тайно: люди просили духа-покровителя пулю отвести, сохранить жизнь родным, ушедшим на фронт. И местная власть до поры до времени закрывала глаза на эти «суеверия». Но в конце 50-х началось строительство железной дороги на Сталинск, ныне Новокузнецк, и священную скалу уничтожили – взорвали – под тем предлогом, что она якобы мешала прокладке путей.
После взрыва местные жители решили, что обиженный Тенгри покинул культовое место, так как его дом был разрушен. В селе Казановка начались разные проблемы: оголтелое пьянство, детский суицид, падеж скота. Более того, в селе перестали рождаться шаманы, в том числе и люди, наделенные какими-либо необычными способностями - знахари, ясновидящие. Род Сека-Том стал угасать, хозяйство приходить в упадок. Все свои беды люди связывали с тем, что лишились покровительства родового божества. С 90-х годов стали предприниматься попытки вернуть Тенгри, его место «намаливают». Вообще, как сообщил наш гид, в Хакасии сохранилось 312 родовых гор, 42 из них относятся к «живым» памятникам духовной культуры, то есть это те места, где сегодня регулярно проводятся различные обряды и родовые праздники.
Рисунки, которым тысячи лет
Далее мы отправились к невысокой ничем не примечательной горе, расположенной почти у самой дороги. И каково же было наше изумление, когда увидели на камнях очертания животных, фигурки людей и какие-то таинственные знаки. Впечатлил и возраст этих петроглифов – 4-5 тысяч лет. Невольно напрашивался вопрос – кто и зачем их создал? Это не охотник и не скучающий пастух, пояснил экскурсовод, ибо скалы и отдельно стоящие камни в религиозно-философских воззрениях хакасов были сакрализованы и дотрагиваться до них всуе простому человеку было непозволительно. Изображать священных животных, лики богов, картины мироздания мог лишь шаман, и делал он это для оформления места проведения обрядов, чтобы привлечь внимание духов.
На скале находятся вечерние рисунки, добавил наш гид. Когда лучи закатного солнца падают на поверхность камня – петроглифы благодаря микротени становятся отчетливо видны. Но был ясный полдень – время не совсем благоприятное для рассматривания древней писаницы. Однако гид, сорвав пучок травы и приложив к камню листок бумаги, скопировал изображения. Туристы восхищенно ахнули, увидев грациозную косулю и могучего лося – их образы, скорее всего, были связаны с темой охотничьих культов. Лукаво улыбнулись, увидев четвероногого двухголового быка – в мифологии древних хакасов это странное существо было символом плодородия и благополучия. «Одного рева этого животного на вечерней зорьке было достаточно, чтобы все коровы в округе становились стельными, а люди катались как сыр в масле», - на оптимистической ноте завершил свой рассказ экскурсовод. И, раздав туристам копии наскальных рисунки в качестве сувениров, пригласил посетить музей еще – ведь на его территории находится более двух тысяч памятников истории, и за один день их пересмотреть просто невозможно.
Интересно
Коралловые рифы - вот что манит тысячи тур истов на Мальдивы, риф есть у каждого острова. Это основа местной экосистемы. Вокруг рифа всегда бурлит жизнь, и сотни больших и маленьких обитателей океана снуют в коралловых зарослях в поисках чего-нибудь полезного и питательного. Риф защищает остров от океанских волн, благодаря ему в лагуне вода всегда... |