Бразилию по праву считают страной праздников. На земном шаре трудно найти другое государство, где было бы столько нерабочих дней. Да и темперамент бразильцев, прямо скажем, подталкивает их к превращению любого мероприятия пусть в маленькую, но фиесту.
Вопреки тому, что вот пол столетия главным городом "страны-фиесты" является Бразилиа, ее духовной столицей, безусловно, остается Рио-де-Жанейро. Великолепный пейзаж, самобытная культура, преемственность традиций, необузданный темперамент жителей Рио, называющих себя "кариоками", - вот та благодатная среда, которая подпитывает карнавал.
Среди россиян стало хорошим тоном приобщиться к гигантскому заокеанскому шоу. Чтобы полюбоваться им, а заодно окунуться в диковинный водоворот рас, культур и обычаев, из заснеженной России в Рио ежегодно прибывает несколько сотен человек.
Карнавал настолько прочно ассоциируется с Бразилией, что многие даже не сомневаются в его тамошнем происхождении. Однако своими корнями он уходит в Европу греко-римских времен и связан с празднованием наступления весны. Даже в средние века, когда католическая церковь подавляла любое проявление язычества, у нее ничего не вышло с отменой популярного праздника. Тогда он был включен в церковный календарь как праздник благодарения. В течение трех дней люди в масках отплясывали на улицах. Колониальные державы завезли эту традицию в Новый Свет, а укоренившись в Бразилии, она приобрела целый ряд неповторимых черт.
Африканские рабы с удовольствием участвовали в забавах португальцев - задирали прохожих, обсыпали их мукой и сажей, обливали всякой вонючей дрянью. Новую струю в этот ритуал внесла итальянка, жена владельца гостиницы в Рио. В 1840 году она разослала кучу приглашений, наняла оркестр, приобрела всевозможные украшения и устроила роскошный бал-маскарад. Он мгновенно вошел в моду и вытеснил шутов-дилетантов.
Примерно к 30-м годам ХХ века сложилась современная форма карнавала с парадом-состязанием школ самбы. В танцевально-песенном шествии соблюдается строгая иерархия действующих лиц, среди которых - президенты школ, "академики" и "пастушки", церемониймейстеры и знаменосицы. На самбодром допускаются только супершколы.
На выступление отводится примерно 80 минут, за которые надо успеть воплотить буйную фантазию режиссеров, декораторов, костюмеров, композиторов. Редкая команда обходится без немыслимых блестков, перьев, люрекса, световых и пиротехнических эффектов. А роль передвижных декораций выполняют искусно разукрашенные платформы и повозки. Жюри оценивает художественное оформление, костюмы, слаженность танцоров, работу оркестра и, разумеется, оригинальную мелодию самбы - главный стержень выступления.
Кстати, самба тоже далеко не исконно бразильский танец. Ангольское по происхождению слово "самба" означает телодвижение, состоящее в касании друг друга животами. Подобные коленца символизировали плодородие и исполнялись в африканских религиозных ритуалах. Католические священники обвинили завезенный рабами в Бразилию танец в разнузданности и добились его запрета. Возродилась самба только в начале прошлого века.
Европейская традиция внесла в этот танец словесно-повествовательный элемент, а от африканской культуры он унаследовал чувственность и бешеный ритм, доводящий порой до полного изнеможения. Считается, что по затратам энергии исполнители самбы вполне могут посоперничать с футболистами.